Святители Ветран и Феотим

Дни памяти: 20 апреля       Святители Ветран и Феотим были епископами Малой Скифии, простиравшейся от устья Дуная к Фракии. Кафедра их епархии располагалась в городе Томи (Кюстенджи). Были они скифами.
      О святителе Ветране повествует церковный историк Созомен. Когда император Валент (364-378) прибыл в Томи, он в церкви стал убеждать святителя войти в общение с арианами. Святитель Ветран смело ответил, что он придерживается учения святых Никейских отцов, и, чтобы избежать дальнейших словопрений, перешел в другую церковь города. За ним последовал и весь народ. В опустевшей церкви остался лишь император со своей свитой. За такую дерзость император отправил святителя в ссылку, но тут же испугался ропота народа и освободил его. Скифы любили своего архипастыря и отзывались о нем, как о добром и святом муже.
      Другой историк, Феодорит, писал о святителе: "И Ветран, сиявший всякой добродетелью и властью архипастыря, правивший городами всей Скифии, воспламенял свой дух ревностью и обличал еретиков в порче догматов и в беззаконии по отношению к святым. Он с Богодухновенным Давидом говорил: "Глаголах о свидениях Твоих пред цари и не стыдяхся"" (Пс. 18, 46).
      Скончался святитель Ветран, вероятно, вскоре после обличения императора Валента. Память его в "Деяниях святых" показана 25 января. На II Вселенском Соборе в 381 году присутствовал уже преемник святителя Ветрана, епископ Томский Геронтий, вслед за которым кафедру занял святитель Феотим.
      В 392 году святитель Феотим уже был известен блаженному Иерониму (память 15 июня) как писатель и епископ. Святитель Феотим присутствовал на Соборе 399 года, где святитель Иоанн Златоуст (память 13 ноября) рассматривал дело о Ефесском епископе. В 402 году, когда святитель Епифаний Кипрский († 403, память 12 мая) настоятельно требовал от святителя Иоанна Златоуста и других епископов вынести осуждение Оригену, святитель Феотим писал: "Неблагочестиво оскорблять давно скончавшегося, восставать против суда древних и отвергнуть одобрение ими". Он принес одно из сочинений Оригена, прочитал его и, показав, что прочитанное полезно Церквам, прибавил: "Те, которые осуждают эти книги, поносят и то, о чем здесь говорится".
      Святитель Феотим много ездил по епархии. Его христианская любовь простиралась и на не просвещенных еще светом Евангелия гуннов. Благотворительностью и лаской святитель старался привлечь их к истинной вере. Сила чудес, совершенных святителем Именем Иисуса Христа, так поразила язычников, что они прозвали его Римским богом.
      Однажды, когда во время путешествия святителю и его спутникам угрожала смертельная опасность от гуннов, святитель начал горячо молиться, и все остались невидимы для них. В другой раз, когда какой-то гунн пытался заарканить святителя, рука его застыла в воздухе и лишь тогда освободилась от невидимых уз, когда святитель Феотим по просьбе других гуннов помолился о нем Богу.
      Святитель Феотим держался простого образа жизни, пищу вкушал не в одно и то же время, но лишь когда чувствовал голод или жажду. Блаженный Иероним писал о нем: "Феотим, скифский епископ Том, издал в разговорах по образцам древнего красноречия краткие и прекрасные трактаты и, как слышу, пишет и другие сочинения". Известно, что святитель Феотим написал сочинения: "Об учении Спасителя", "Против идолов", Толкование на "Бытие", Толкование на текст "Аще принесеши дар твой ко алтарю". "О посте" (из 4-х последних сочинений преподобный Иоанн Дамаскин поместил несколько мест в свои параллели).
      Святитель Феотим мирно почил около 412 года. Память его в "Деяниях святых" показана 20 апреля.                               

Дополнительная информация

Поверье. 40 дней. Что делать можно, что нельзя после похорон. Ритуальные услуги. Памятники и надгробия. Ритуальные принадлежности Элитные гробы в наличие и под заказ в Перми